Существуют также различные классификации методов обучения, разнообразие которых зависит от выбранного принципа классификации. Одна из первых классификаций методов обучения была предложена Е. Перовским и Е. Она была построена на основе источника знаний, ориентируясь на "золотое правило" дидактики.
В соответствии с источником знаний - слово, наглядность, практика - выделялись соответственно три группы методов: устная лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой и учебным текстом; наглядная демонстрация картин, гипсов, кино- и фотофильмов, гербариев и т.д.
В основу методов были положены следующие принципы
Методы определяются по внешним признакам, в основном по виду деятельности учителя. Однако такая классификация методов не раскрывает деятельность учащихся, а также психические процессы, связанные с этой деятельностью. Поэтому ряд ученых делают попытку разработать такую классификацию методов обучения, которая основывалась бы на характере деятельности учителя и учащихся. Так, М. Скаткин и И. Лернер в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при освоении содержания образования выделяют следующие методы.
Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный метод, основная цель которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. Учитель предоставляет готовую информацию различными средствами, а учащиеся воспринимают, понимают и запоминают эту информацию. Объяснительно-иллюстративный метод является одним из наиболее экономичных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта, накопленного человечеством, подрастающему поколению.
Учитель передает информацию через устное объяснение, рассказ, лекцию, печатное слово учебника, наглядные пособия - рисунки, фильмы, схемы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий, практический показ способов деятельности, демонстрацию опыта у станка, примеры склонения, решения задач, доказательства теорем, способы составления плана, аннотации и т.д.
Этот метод включает в себя рассказ, лекцию, объяснение, использование и изучение литературы, применение наглядных пособий, дидактических машин и т.д. Он тренирует память, дает знания, но не способствует развитию творческого мышления. Репродуктивный метод, главной особенностью которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Этот метод характеризует не только деятельность ученика, но и предполагает организацию, стимулирование деятельности учителя.
Для повышения эффективности репродуктивного метода разрабатываются системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Важную роль в реализации данного метода играет алгоритмизация, когда учащимся предлагается определенный алгоритм, т.е. правила и порядок действий, в результате которых ученик распознает объект явления, выясняет его существование и при этом выполняет определенный порядок действий.
Проблематическое изложение используется в основном на лекции, во время работы с книгой, экспериментирования и т.д. Преподаватель показывает примеры научного знания, решения научной задачи, а студенты мысленно следуют ее логике, усваивая этапы решения целостных задач.
Результатом проблемного изложения является овладение студентом методом и логикой решения поставленной проблемы, но без умения применять их самостоятельно.
Особенностью данного метода является то, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя.
Партисипативный, или эвристический метод означает, что преподаватель организует участие студентов в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные, намечает этапы поиска, а студенты выполняют его самостоятельно, актуализируя имеющиеся знания, мотивируя свои действия.
Этот метод включает в себя самостоятельную работу студентов, беседу, лекции и т.д. Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и их применения. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности.
Предложенная авторами классификация методов обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих относительно небольшую самостоятельность студентов, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Несомненно, данная классификация методов обучения является наиболее совершенной, но она не раскрывает путей усвоения знаний, сообщений и практического материала, не характеризует работу с индивидуальными источниками знаний, так как и учитель, и ученики не вооружены конкретными методами работы.
Польский дидакт В. Оконь выделяет четыре группы методов обучения, предполагая в каждой из них дифференцированные и разнообразные действия учителя и его учеников, хотя в каждой группе методов наблюдается преобладание определенного вида деятельности над другими видами. Методы усвоения знаний, или методы подачи, являются наиболее распространенными. К ним относятся беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой и программированное обучение. Беседа - разговор преподавателя с учащимися - по своей дидактической роли бывает трех видов: ознакомительная, вводящая новую информацию и закрепляющая.
Дискуссия - разговор преподавателя с учащимися - бывает трех видов: вводящая, вводящая новую информацию и закрепляющая.
Дискуссия как метод обучения основана на обмене мнениями между преподавателем и студентами или только между студентами. Автор выделяет несколько разновидностей дискуссии: дискуссия, развивающаяся в ходе решения общей проблемы классом или группой учащихся; дискуссия, направленная на формирование убеждений молодых людей; дискуссия, целью которой является восполнение пробелов в собственных знаниях учащихся. Лекция основана на косвенной или прямой передаче информации студентам и обычно используется в средней школе.
Лекция основана на косвенной или прямой передаче информации студентам и обычно используется в средней школе.
Лекции делятся на традиционные, проблемные и разговорные. В школьной практике также довольно часто используются описание и рассказ. Работа с книгой дает возможность не только узнать новую информацию, но и закрепить, расширить и углубить знания, полученные в классе. Чаще всего учителя используют учебник для получения или закрепления конкретной учебной информации.
Это предполагает мысленный анализ текста после его прочтения, выделение важного и составление плана. Методы самостоятельного приобретения знаний основаны на использовании проблемных методов обучения. Они стимулируют интерес учащихся, заставляют их анализировать ситуацию, выделяя известные и неизвестные данные. В настоящее время проблемные методы обучения широко используются в практике преподавания.
.
К классическому проблемному методу относятся такие разновидности, как метод случайности, ситуационный метод, мозговой штурм, микропреподавание и дидактические игры. Суть проблемных методов заключается в том, что они вызывают интерес к рассмотрению ситуации, заставляя учащихся анализировать ее, выделяя в ней известные и неизвестные факты, выдвигать предложения по решению проблемы и проверять правильность этих предположений. Оценочно-раскрывающие методы характеризуются богатством разновидностей, среди которых выделяются импрессивные и экспрессивные методы.
Впечатляющие методы сводятся к организации участия детей или взрослых в соответствующим образом выставленных ценностях: социальных, нравственных, эстетических, научных. Этот метод предполагает активизацию таких видов деятельности, как: - получение информации о произведении и его создателе, полная концентрация на восприятии произведения и участии в его экспозиции; - выбор соответствующей формы такого участия, выражающей основную идею произведения; - сопоставление этой идеи с особенностями поведения участников, их практические выводы о собственном поведении и поступках.
Экспрессивные методы
Экспрессивные методы основаны на создании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают определенные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их. Методы реализации творческих заданий могут быть основаны на управлении деятельностью, в которой учащиеся выполняют работы по дереву, стеклу, металлу или работают с пластическими массами, делают ткань, переплетают книги, выращивают растения и животных, оборудуют школьные спортивные площадки или работают в сельском хозяйстве.
Методы реализации творческих заданий могут быть основаны на управлении деятельностью, в которой учащиеся выполняют работы по дереву, стеклу, металлу или работают с пластическими массами, делают ткань, переплетают книги, выращивают растения и животных, оборудуют школьные спортивные площадки или работают в сельском хозяйстве.
Также существует достаточно аргументированная и научно обоснованная классификация методов обучения, предложенная известным ученым М.
.Махмутовым, который исходит из того, что в дидактике различают понятия "обучение" и "преподавание" и, соответственно, понятия "метод обучения" и "метод преподавания", которые в совокупности составляют "бинарные методы обучения". На основе анализа передового опыта и теоретических исследований автор формулирует пять методов обучения и пять соответствующих методов преподавания.
Методы преподавания 1. Информационно-коммуникативный метод сообщение без достаточного объяснения, обобщения, систематизации. Исполнительный метод обучения заучивание без критического анализа и размышления. Объяснительный метод обучения раскрытие сущности нового понятия через слова и практические действия. Репродуктивный метод обучения понимание учеником объяснений учителя и сознательное усвоение им знаний. Инструктивно-практический метод обучения характеризуется тем, что учитель говорит учащимся, какую практическую работу они должны выполнить.
Преподаватель говорит учащимся, какую практическую работу они должны выполнить.
Репродуктивно-практический метод отрабатывает навыки практических действий; изобретательской деятельности; выполнения заданий организационно-практического характера. Объяснительно-объяснительный метод обучения учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается учащимся в виде проблемно-познавательных заданий. Частично-объяснительный метод обучения сочетает восприятие учеником объяснений учителя с его исследовательской деятельностью.
Частично-объяснительный метод обучения.
При подсказывающем методе обучения проблемные вопросы и задания учащимся ставит учитель, т.е. при исследовательском методе обучения ученик самостоятельно открывает и усваивает новые знания путем постановки учебных проблем и их решения или поиска путей решения практической задачи.
Основываясь на методологии целостного подхода к деятельности, известный дидакт Ю. Бабанский выделяет 3 большие группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, посредством которых обеспечивается процесс опосредования человеком учебной информации; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, посредством которых обеспечиваются важнейшие функции регуляции учебной деятельности, ее когнитивной, волевой и эмоциональной активизации; методы контроля и самоконтроля эффективности учебной деятельности.
Приведем подробную классификацию указанных групп методов, поскольку она учитывает все основные структурные элементы организации деятельности, стимулирования, контроля, а потому является относительно целостной Таблица 6. Таблица 6. Классификация методов обучения по Ю.А. Бабанскому.
Бабанский Группа I Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Доминирующие функции Организация познавательной деятельности учащихся по сенсорному восприятию, логическому осмыслению учебной информации, самостоятельному поиску и приобретению новых знаний Сопутствующие функции Стимулирующе-мотивационная, контрольно-регулирующая.
Я думаю, что Вы не правы. Могу отстоять свою позицию. Пишите мне в PM.
Жаль, что сейчас не могу высказаться - тороплюсь на работу. Но освобожусь - обязательно напишу что я думаю по этому вопросу.