Починкина Елена Александровна, воспитатель, г. Ленинск-Кузнецкий Подготовка к школе - это многогранный процесс. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми необходимо не только непосредственно перед поступлением в школу, но и гораздо раньше, с раннего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей - в играх, в труде, в общении со взрослыми и сверстниками.
В детских садах дети приобретают навыки счета и чтения, развивают мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкую моторику и другие важные качества. Детям прививаются нравственные понятия и любовь к труду. Дети, которые не ходят в детский сад и не получают должной подготовки к школе, могут записаться в группу "Почемучки" в Центре детского творчества. Готовность к школе делится на физиологическую, психологическую и когнитивную.
Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не полностью, это может вызвать проблемы в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее. Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть физически готов к школе. То есть состояние его здоровья должно позволять ему успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики, координации движений.
Ребенок должен знать, в какой руке и как держать ручку. А также, поступая в первый класс, ребенок должен знать, соблюдать и понимать важность элементарной гигиены: правильная поза за столом, осанка и т.д.
Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальную готовность, личностно-социальную, эмоционально-волевую. Интеллектуальная готовность к школе означает: ребенок должен обладать определенным объемом знаний к первому классу; - он должен знать, как ходить в школу и обратно, в магазин и т.д.; - ребенок должен быть любознательным к новым знаниям; - память, речь и навыки мышления должны соответствовать возрасту.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: - ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно быть агрессии, а при ссоре с другим ребенок должен уметь оценить и найти выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; - толерантность, это значит, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; - нравственное развитие, ребенок должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо; - ребенок должен принимать задачу, поставленную учителем, внимательно в
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает: - ребенок понимает, зачем он идет в школу, важность обучения; - имеет интерес к учебе и получению новых знаний; - способен выполнить задание, которое ему не совсем нравится, но оно требуется по учебной программе; - усидчивость - умение внимательно слушать взрослого и выполнять задания в течение определенного времени, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Когнитивная готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, которые будут необходимы для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в возрасте шести-семи лет? Заниматься чем-то, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
Уметь видеть сходства и различия между предметами и картинками. Уметь работать по образцу, например, точно воспроизводить рисунок на листе бумаги, копировать движения человека и так далее. Легко играть в игры на внимание, где нужна быстрая реакция. Например, назовите живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок слышит домашнее животное, он должен хлопать в ладоши, если дикое животное - постукивать лапками, если птицу - махать руками.
Числа от 0 до Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. Деление круга, квадрата пополам, на четыре части. Ориентация в пространстве и на листе бумаги: "справа", "слева", "вверх", "вниз", "над", "под", "за" и т.д. Рассказывание по памяти стихов, поговорок, пословиц, сказок и т.д. Пересказ текста в предложениях.
Завершение предложений, например, "Река широкая, а ручей...", "Суп горячий, а компот..." и т.д. Найдите лишнее слово из группы слов, например, "стол, стул, кровать, сапоги, кресло", "лиса, медведь, волк, собака, заяц" и т.д. Определите последовательность событий, что сначала, а что потом. Находить несоответствия в рисунках, детских стишках. Собирать пазлы без помощи взрослого.
Создать вместе со взрослым простой предмет из бумаги: лодку или корабль. Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. Раскрашивать и заштриховывать предметы, не выходя за контур. Вырезать ножницами по линиям, нарисованным на бумаге. Делать аппликации. Составлять предложения из нескольких слов, например, кот, двор, идти, солнечный зайчик, играть. Понимать и объяснять значение пословиц. Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
Вокально рассказывать стихи с правильной интонацией. Различать буквы и звуки в словах. Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. Называть времена года, природные явления, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свою фамилию, имя и отчество, имена родителей и где они работают, свой город и адрес, какие есть профессии.
Тренируйте руку вашего ребенка. Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его кисти и пальцы. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать ножницы в руки. Да, ножницами можно пораниться, но если вы поговорите с ребенком о том, как обращаться с ножницами, что можно делать, а что нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите за тем, чтобы ребенок резал не хаотично, а по намеченной линии.
Вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка аккуратно вырезать их, а затем сделать из них аппликацию. Дети любят это занятие, а польза от него огромная.
Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, и детям очень нравится лепить различные костяшки, животных и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковую гимнастику - в магазинах можно легко купить книгу с увлекательными и интересными пальчиковыми упражнениями для малыша. Кроме того, тренировать руку дошкольника можно, рисуя, штрихуя, завязывая шнуры и нанизывая бусины.
Важная родительская задача - научить ребенка доводить дело до конца, пусть это будет труд или рисование, неважно. Есть определенные условия: не отвлекаться. Многое зависит и от того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не подготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: то карандаши надо заточить, то взять подходящий лист бумаги и т.д. <В результате ребенок теряет интерес к затее, теряет время и даже оставляет занятие незавершенным. Отношение взрослых к работе детей очень важно. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но в то же время требовательное отношение к результатам своего труда, он возьмет на себя ответственность за него.
В тот момент, когда ваш ребенок впервые входит в дверь, начинается новый этап его жизни. Постарайтесь сделать так, чтобы он начался с радости и продолжался на протяжении всего времени обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше сильное плечо, на которое можно опереться в трудной ситуации. Похожие статьи:.
Займитесь чем-нибудь серьезным
Этот вариант мне не подходит.
Извините, ничем не могу помочь. Но уверен, что Вы найдёте правильное решение.
ха... достаточно весело
забрала в цитатник, спасибо!